Пещеры и подземелья Киева
 
Храм обнаружили, когда удалось расчистить от завалов монашеские пещеры, вырытые в Зверинецких холмах еще в XII столетии.
  Пещеры Киево-Печерской лавры известны во всем мире, но в столице есть еще несколько не менее интересных монашеских подземелий. В одно из них - Зверинецкие пещеры - мы направились вместе с заведующей отделом Музея истории Киева кандидатом исторических наук Еленой Воронцовой. Там обнаружена самая древняя из сохранившихся в первозданном виде подземных церквей Киева. "Пока о ней знают немногие, ведь при советской власти Зверинецкие пещеры оказались заброшенными, - сообщила Елена Анатольевна. - Когда мы начали там раскопки (в первый полевой сезон работала сама), процентов 70 ходов были завалены грунтом. Пришлось, по сути, открывать их для науки заново".
"От мощей святых исходит положительная энергетика"

Киев издревле славился своими подземными лабиринтами. Испокон веков сюда стремились паломники со всех уголков Руси, чтобы поклониться нетленным мощам печерских угодников. Слава о киевских рукотворных христианских катакомбах прокатилась по просторам средневековой Европы.

Киев издревле славился своими подземными лабиринтами. Испокон веков сюда стремились паломники со всех уголков Руси, чтобы поклониться нетленным мощам печерских угодников. Слава о киевских рукотворных христианских катакомбах прокатилась по просторам средневековой Европы. Киевская лавра и ее поземелья были не менее известны, чем Колизей Рима, Акрополь Афин или Тауэр Лондона. Недавно Печерская лавра вместе с московским Кремлем была включена ЮНЕСКО в список наиболее значительных исторических памятников всемирного наследия.

Существовало ли древнерусское "метро"?

Я имел счастье в течение долгого времени работать на территории Киево-Печерской лавры и решать различные научные проблемы, связанные с этим уникальным объектом. Можно ли передать словами тот душевный трепет, который я испытал, когда к нам обратились с просьбой составить современные карты подземных лаврских лабиринтов... Для меня это прежде всего значило попасть в святая святых Киевской лавры, побывать в самых неизведанных уголках подземелий. Ведь до сих пор я, как и все простые смертные, имел возможность увидеть лишь малую толику катакомб.

Исторических свидетельств и описаний лаврских пещер существует множество, свой отсчет они ведут от знаменитой "Повести временных лет". Согласно летописи, в лето 6559 (год 1051 от Рождества Христова - С.Х.) некто Антоний, в миру Антипа, вернувшись с Афона, поселился в "пещерке малой, двусаженной". (Заметим, пещера эта была очень древней и ранее в ней жили варяги. В дальнейшем мы еще вернемся и к самой пещерке, и к ее обитателям). Этот момент взят за начало отсчета истории Печерского монастыря. Далее все шло как по-писанному: к Антонию присоединились единомышленники, росли пещеры - крепла обитель. Составить хотя бы приблизительнй план первых подземелий, основываясь на летописных сведениях, к сожалению, невозможно. Известно только, что уже в XII веке существовали пещерные кельи, галереи, церкви и трапезные.
В гостях у киево-печерских разбойников

 

Для «Уикенда» открыли пещеры Киево-Печерского монастыря, отсутствующие даже на карте лаврских подземелий

Все знают о Ближних и Дальних пещерах Киево-Печерской лавры. Но есть еще одна галерея, по мнению исследователей, гораздо более протяженная, чем обе вышеупомянутые вместе взятые. И уж точно более древняя.

Когда Илларион, знаменитый Киевский митрополит XI в., выкопал для себя пещеру в густом лесу близ села Берестово (и заложил тем самым Киево-Печерский монастырь), рядом — в считанных сотнях метров — уже был обжит целый катакомбный город.

Даже на планах Лавры Варяжские пещеры отсутствуют

Архиепископ Антоний, нынешний ректор Киевской духовной академии, корпуса которой расположены на территории Киево-Печерской лавры, пригласил «Уикенд» в увлекательный поход по древним пещерам, называемым Варяжскими, или (как у церковного историка XVII в. Афанасия Кальнофойского) Разбойничьими. По преданию, в них когда-то прятались норманны, которые грабили направлявшиеся в Византию суда (лабиринты действительно выходили на берег Днепра).

История Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры насчитывает почти 1000 лет. В Ближних и Дальних пещерах монастыря, где почивают святые мощи подвижников благочестия, за тысячелетие побывало несчетное число паломников.
Сегодня, как и прежде, в пещерах царит полумрак усыпальницы. В коридорах, кельях и храмах стоят гробницы с мощами святых, в нетлении которых можно убедиться воочию. Их коснулась смерть, но тела их за сотни лет не истлели. Более того, они источают благоухание и исцеляют.

Немного истории
А все началось с маленькой пещерки, выкопанной в лесу у села Берестово, неподалеку от Киева. В ней в XI-м веке уединялся для поста, молитвы и трудов будущий Митрополит Киевский Илларион, автор «Слова о законе и благодати».
После того, как монах Илларион был возведен в сан митрополита, управление монастырем взяли в свои руки преподобные Антоний и Феодосий Печерские. Когда число братии увеличилось до 12-ти, в Илларионовой пещере начал формироваться подземный монастырь. Вскоре пещера стала слишком многолюдной для преподобного Антония. В 1061 году, поставив старшим над братией преподобного Варлаама, он удалился на соседний холм, где выкопал себе новую келью. Так основались Ближние пещеры. Когда и здесь возле преподобного Антония собрались иноки, образовалось два комплекса подземного монастыря, известного под названием Ближних и Дальних пещер.

Затворники
Высшим подвигом самоотречения в пещерном монастыре было затворничество. Иноки с благословения игумена и духовника обители уходили в затвор, то есть выкапывали небольшую келью, в которой замуровывались, оставляя для общения с миром небольшое окошко. На годы они прекращали разговаривать с людьми, обрекая себя на полное одиночество. Два-три раза в месяц игумен или кто-либо другой подходил к узкому окну, оставляя просфору и немного воды. Если ответа не было, и пища оставалась нетронутой, это означало, что монах окончил свой земной подвиг. Келью открывали и затворника отпевали прямо там.

Погребение в пещерах
Чин погребения в Киевских пещерах значительно отличался от обычных христианских похорон. Умершему омывали открытые части тела, складывали руки на груди, покрывали лицо, клали на доску и закладывали в специально выкопанную локулу (ниша для захоронения в пещерах). Со стороны пещерного корпуса погребение закрывалось иконой или замуровывалось. Через три года останки открывали. Черепа и кости складывали отдельно в специальных костницах — более просторных нишах или помещениях. В Киево-Печерской Лавре тела многих подвижников были обретены нетленными. В этих случаях мощи оставались в локулах. На досках, прикрывавших их, писались иконы и указывались подвиги и духовные дары, которыми при жизни обладали преподобные.

Мироточивые главы
В Дальних пещерах напротив входа в церковь в честь Рождества Христова находится глубокая ниша, где в металлических и стеклянных сосудах хранятся мироточивые главы, принадлежащие угодникам Божьим.

Уникальность их состоит в том, что они (сухие и непокрытые кожей) сверхъестественным образом источают елей или миро. Главы мироточат не одновременно и состав их мира неодинаков. Со временем забылись имена святых, чьи главы хранятся в пещерах. Достоверно известно лишь, что одна их них принадлежит священномученику Клименту, папе Римскому.
 
Клад Ярослава Мудрого

Под сенью могучих киевских каштанов недалеко от главного входа в Софийский собор стоит памятная стела, вырубленная из серого гранита. Она напоминает посетителям древнего храма о знаменательном событии в истории Киевской Руси — основании в 1037 году великим князем Ярославом Мудрым первой библиотеки. Со стелы на нас смотрит сам киевский князь, под рельефным изображением которого начертаны слова из «Повести временных лет»: «В лето 6545. Сей же Ярослав, сын Володимер, насея книжными словесы сердца верных людей. Велика бо польза бывает человеку от учения книжного». Годы, естественно, указаны по Константинопольскому календарю, в котором отсчет велся от сотворения мира и до Рождества Христова имел 5508 лет. В нашем современном календаре 6545 год соответствует 1037 году.

Во всех уголках земного шара и во все времена люди славили книгу. «Слово книжное — свет дневной» — писали в древних манускриптах. Бесценные собрания книжных сокровищ безвозвратно гибли во время кровопролитных войн, горели в пламени костров и городских пожарах, их безжалостно грабили и уничтожали. Но все-таки они дошли до нас — редкие и удивительные. Наш рассказ пойдет о знаменитой библиотеке Ярослава Мудрого, скрытой где-то в киевских подземельях.